Версия для слабовидящих

Недавно мы подвели итоги конкурса мероприятий по финансовой грамотности.

Мы отсмотрели три десятка работ, что оказалось полезным и интересным опытом для нашей команды. Мы получили информацию к размышлению и о том, как нам доработать наши текущие сценарии, и на чем следует сфокусироваться при создании новых разработок.

Проанализировав работы, мы пришли к некоторым общим выводам, которыми нам захотелось поделиться, потому что, по нашему мнению, эти наблюдения могут сделать следующие мероприятия еще более качественными и подготовленными.

Далее мы подробно расскажем о тех комментариях, которые у нас появились про рефлексию, адаптацию сценариев и взаимодействие с детьми.

Первый момент, на который нам бы хотелось обратить внимание, это рефлексия. Под рефлексией мы понимаем не просто получение от детей обратной связи о том, понравилось ли им мероприятие и что понравилось больше всего, а обсуждение и формулирование выводов, к которым участники пришли в течение мероприятия. Мы делаем акцент на этапе рефлексии, так как именно рефлексия помогает достигать заложенных в мероприятие образовательных результатов. Во время рефлексии у педагога есть возможность порассуждать с детьми о том, что им удалось усвоить, выслушать их выводы и заключения и подвести итоги. Рефлексия может проводиться как в конце мероприятия, так и по ходу выполнения заданий. Во время рефлексии можно спросить участников о том, что именно им запомнилось больше всего, какая информация была новой, где и как, по их мнению, они могут применять полученные знания в реальной жизни, бывали ли они уже в аналогичных ситуациях и, если бывали, то как они действовали, будут ли они действовать теперь, с учетом полученных знаний, по-другому. Задача рефлексии – выстроить мостик между знаниями, полученными в игровой, интерактивной форме и реальными жизненными ситуациями, с которыми могут столкнуться дети. Поскольку рефлексия имеет важное значение для сохранения образовательной ценности мероприятия, нужно обязательно закладывать время на данный этап, при этом, например, какие-то задания можно сократить, если педагог понимает, что они не укладываются в запланированное время мероприятия.

Второй важный момент – это адаптация сценариев. Наши игры и мероприятия можно и нужно адаптировать под конкретную аудиторию и ее уровень знаний. Если какие-то моменты, важные для задач мероприятия, требуют больше времени и пояснений, нужно уделить им больше внимания, а менее важное – можно исключить. Причем адаптировать можно как по ходу мероприятия, например, если педагог понимает, что какие-то моменты для участников оказываются сложными и требуют больше времени для разъяснения, так и начиная с задач мероприятия – еще при подготовке можно что-то добавить, усложнить или, наоборот, убрать, в зависимости от степени подготовки детей и задач, которые педагог ставит перед конкретным мероприятием. При адаптации всегда нужно ориентироваться на поставленные образовательные цели, самое важное, чтобы мероприятие работало на их достижение, а какие-то конкретные моменты и упражнения при этом могут быть изменены без потери смысла. Конечно, «экспромт должен быть подготовленным». Стоит заранее продумать варианты, если не будет хватать времени, как переключить внимание детей, упростить/усложнить задачи.

Любой интерактивный формат предполагает общение, дополнительные вопросы школьников, взаимодействие, которое показывает, что дети вовлечены в происходящее. Поэтому, третий момент, на который мы обращали внимания при оценке мероприятий, это то, как педагог общается с детьми, отвечает на вопросы, дает возможность высказаться, включает детей в беседу. Важно давать пояснения на всех этапах мероприятия, выяснять, почему дети приняли то или иное решение, какие сложности у них возникали.

Наконец, четвертый момент, который играл для нас немаловажную роль, это педагогические мастерство. Отчасти, это тот элемент, который объединяет все вышесказанное. Мы оценивали, как педагог реагирует на дополнительные вопросы и нестандартные ситуации, получается ли у него адаптировать мероприятие по ходу (например, если выяснялось, что все вопросы для детей слишком легкие), насколько хорошо он удерживает внимание аудитории и какие приемы использует для этого.

В целом, нам бы хотелось отметить и похвалить действительно высокий уровень подготовки участников конкурса. Видно, что каждым участником была проделана большая предварительная подготовка по изучению сценария, организации пространства и дополнительных материалов, проработки тем.

Расскажите о своих впечатлениях, к каким выводам вы пришли по итогам участия в конкурсе, какие дальнейшие направления для работы и развития наметили?