Номинации и тематические направления

НОМИНАЦИИ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ V КОНКУРСА

«УЧИМСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЕ НА ОШИБКАХ И УСПЕХАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»


Номинация «Исследовательская работа»

Требования к конкурсной работе

  • К участию в данной номинации допускаются как индивидуальные, так и коллективные работы (подготовленные группой авторов не более трех человек).
  • Основой для работы могут служить не более двух литературных произведений.
  • Конкурсная работа представляется в виде текстового файла, который должен содержать развернутое описание проделанного исследования в формате DOC, DOCX. Объем 8 000–15 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3 к Положению о Конкурсе).
  • Работы, содержащие менее 60 процентов оригинального текста автора работы, не соответствующие номинации и тематическим направлениям к Конкурсу не допускаются.

На Конкурс принимаются работы по следующим тематическим направлениям:

1. Они не такие как мы?..

Конечно, сто и тем более двести лет назад люди жили в иных социальных и политических условиях, их окружал иной быт — не было компьютеров, смартфонов, антибиотиков, «умных» домов и социальных сетей. И все же — насколько принимавшиеся ими финансовые решения похожи или непохожи на наши? На примере литературных героев попробуйте проследить, изменились ли финансовые установки людей, и если да, то как и почему?

2. Предпринимательство — нелегкая работа

Создал свой бизнес, и сиди в красивом кабинете, получай прибыль, да пользуйся ею всласть — некоторые представляют себе предпринимательство именно так. На примере литературного героя разберитесь, так ли это просто — создать собственное дело и управлять им? Выясните, какие качества помогают предпринимателю быть успешным, а какие мешают в работе, какие решения и поступки продвигают дело вперед, а какие угрожают крахом.

3. Что нам стоит дом построить?

Даже если это прямо не заявлено в книге, в основе любого делового начинания героя лежит какая-то идея, какой-то, пусть и не четко сформулированный, план. Сформулируйте и проанализируйте бизнес-план финансового предприятия литературного героя или компании героев. Интересно разобрать и реализованные, и нереализованное проекты, и понять — были ли они реальными или нереальными, и почему?

4. Ученье — свет? Финансовые мотивы образования

Получив базовые знания, каждый человек решает для себя, продолжать ли учиться или начать зарабатывать на жизнь. Как этот вопрос решали для себя герои литературных произведений? Оправдались ли их затраты времени и сил на учебу? И вообще — чему и как нужно учиться?

5. Что почем?

Литературные герои, как и реальные люди, имеют потребности, для удовлетворения которых им необходимы финансовые средства. Проанализируйте систему расходов литературного героя, соберите его «потребительскую корзину». Только не пересчитывайте пистоли и шиллинги, алтыны и ефимки в сегодняшние деньги, ведь система расходов зависит не только от характера героя и его финансовых возможностей, но и от уклада, традиций и обычаев общества, в котором он живет.

 

Номинация «Сочинение»

Требования к конкурсной работе

  • Номинация является индивидуальной, работы от коллектива авторов на конкурс не принимаются.
  • Основой для работы могут служить не более двух литературных произведений.
  • Конкурсная работа представляется в виде текстового файла в формате DOC, DOCX. Объем 5 000–10 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3 к Положению о Конкурсе).
  • Работы, содержащие менее 60 процентов оригинального текста автора работы, не соответствующие номинации и тематическим направлениям к Конкурсу не допускаются.

На Конкурс принимаются работы по следующим тематическим направлениям:

1. Почему «скупой платит дважды»?

Стремление сэкономить, заплатить меньше, а получить больше — признак рационального финансового поведения. Но всегда ли это стремление приводит к правильным решениям? На примере литературных героев покажите, на что стоит обращать внимание, рассматривая дешевые или «бесплатные» варианты?

2. Копить нельзя тратить. Где ставить запятую?

При управлении личными финансами очень часто возникает необходимость выбора между текущим и будущим потреблением: что потратить сегодня, а что отложить и сберечь на завтра. Как для себя решают этот вопрос литературные герои: какие совершают ошибки, какие их решения можно признать удачными и грамотными?

3. Почему герою удается или не удается жить по средствам?

Попробуйте разобраться в том, почему одни литературные герои, даже если их доходы невелики, удовлетворяют свои жизненные потребности и не тонут в долгах, а другие — и вовсе не обязательно природные бедняки — не могут «свести концы с концами»?

4. Хороший план – половина дела?

На примере героев литературных произведений порассуждайте о том, всегда ли финансовое планирование является залогом успеха задуманного предприятия или лучше, по известному выражению, «ввязаться в бой», а дальше — действовать по обстоятельствам? Стоит ли менять кажущийся хорошим план, если что-то идет не так? И вообще — что такое «хороший» план?

5. Я сам обманываться рад…

Хотя это и самое простое объяснение, не всегда дело только в том, что жертва мошенника — финансово неграмотный простофиля, а мошенник — ловкий хитрец. Необходимо внимательно разобраться, как и почему литературный герой попался в ловушку мошенника, и главное — какой жизненный урок из этой истории можно извлечь для себя.

6. Как рационально использовать свои ресурсы?

Природные богатства, блага, созданные людьми, деньги, связи, информация, знания и умения, а также время — ресурсы, которые доступны человеку в ограниченном объеме. Всегда ли эффективно литературные герои используют эти ресурсы для решения своих жизненных задач? Какие они находят удачные решения? Какие уроки можно извлечь из их опыта?

7. Личная свобода и финансовая независимость

Зависит ли личная свобода от финансового благосостояния? А если зависит, то каким образом? И вообще — всегда ли «богатый» значит «свободный»? Поищите ответы на эти вопросы, проанализировав поступки и взгляды литературных героев.


Номинация «Свободная литературная форма»

Требования к конкурсной работе

  • Номинация является индивидуальной, работы от коллектива авторов на конкурс не принимаются.
  • Конкурсная работа представляется в виде текстового файла в формате DOC, DOCX. Объем 5 000–10 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3  к Положению о Конкурсе).
  • Работы, содержащие менее 80 процентов оригинального текста, не соответствующие номинации и тематическим направлениям к Конкурсу не допускаются.

На Конкурс принимаются работы по следующим тематическим направлениям:

1. По рассказу А.П. Чехова «Размазня»

А как бы повела себя героиня в следующий раз, на следующем месте службы?

Придумайте продолжение.

2. По повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии»

А могло ли все быть по-другому?

Придумайте свой вариант история Кузьмы и Марии в заданных обстоятельствах.

3. По рассказу К. Саймака «Денежное дерево»

А что было бы, если бы последний ролла не сбежал, а остался с Дойлом и продолжал выращивать «денежные» деревья?

Придумайте продолжение.

4. По роману И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»

А если бы великому комбинатору удалось пронести свои драгоценности через границу?

А если нет, остановился бы он в своих аферах, «переквалифицировавшись в управдомы»?

Напишите одно или два продолжения истории.

5. По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Как сложилась дальнейшая судьба Симеонова-Пищика?

Как сложилась судьба вишневого сада под управлением Лопахина?

Выберите одну из тем и придумайте продолжение.

6. По повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

А если бы Германн выиграл?

Придумайте продолжение истории.

7. Самостоятельный выбор произведения

Напишите продолжение или альтернативную историю персонажа, попавшего на страницах книги в ситуацию финансового выбора.


Номинация «Иллюстрация»

Требования к конкурсной работе

  • К участию в данной номинации допускаются только индивидуальные авторские работы.
  • Работа должна быть подготовлена на основе финансовой истории из выбранного литературного произведения. Литературную основу для работы участник Конкурса выбирает самостоятельно.
  • Работа предоставляется на Конкурс в виде копии изображения в электронном виде. Должно быть указано название работы и литературное произведение, на основе которого выполнена работа. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3 к Положению о Конкурсе).
  • К работе должен быть приложен текстовой файл в формате DOC, DOCX. Объем 500–2 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный, в котором кратко описан замысел работы.
  • Работы, представляющие собой копии или компиляции существующих (чужих) изображений к Конкурсу не допускаются.

На Конкурс принимаются работы по следующим тематическим направлениям:

1. Комикс

Законченная графическая история (от двух до шести рисунков) на основе финансовой ситуации из литературного произведения.

2. Плакат

Реклама финансового начинания литературного героя; приглашение принять участие в деловом начинании героя; предупреждение о финансово опасной ситуации, описанной в литературном произведении. С использованием короткой выразительной текстовки, собственных рисунков и/или фотографий.

3. Презентация

Если бы литературный герой решил представить свою бизнес-идею или бизнес-план другим — презентация делового начинания литературного героя в формате PDF с использованием цитат из произведения, собственных рисунков и/или фотографий участника конкурса.


Специальная номинация «КиноПАКК»

Требования к конкурсной работе

  • К участию в данной номинации допускаются только индивидуальные авторские работы.
  • Конкурсная работа представляется в виде текстового файла в формате DOC, DOCX. Объем 4 000–10 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3 к Положению о конкурсе).

В 2019-2020 года были сняты три сериала по финансовой грамотности для учащихся разных возрастных групп:

— «Сказка о деньгах» (5-7 классы)

— «Моя семья и другие проблемы» (8-9 классы)

— «Любовь. Дружба. Экономика» (10-11 классы)

Эти сериалы можно посмотреть на канале YouTube «Образовательные проекты ПАКК» и официальном сайте https://edu.pacc.ru/kinopacc/

Задача участника конкурса — написать оригинальный законченный сценарий одной серии для одного из этих сериалов с сохранением характеров главных героев и основных обстоятельств их жизни. В сценарии должна быть отражена проблемная финансовая ситуация, в которую попадают герои, в которой они разбираются и получают необходимые знания по финансовой грамотности.


Специальная номинация Института ЭМИТ РАНХиГС «Инфографика»

Требования к конкурсной работе

  • К участию в данной номинации допускаются только индивидуальные авторские работы.
  • Работа должна состоять не более чем из четырех слайдов. Каждый слайд должен представлять собой сочетание графического изображения и текста (высказываний, дат, цифровых данных, кратких описательных элементов). Должны быть указаны название работы и литературное произведение, на основе которого выполнена работа.
  • Работа представляется в формате «PowerPoint» или любом другом формате, позволяющем совмещение текстовой и графической информации. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3).

Задача участника конкурса — изложить проблемную финансовую историю из литературного произведения в виде инфографики. Инфографика — это графический способ подачи информации, визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом.