Версия для слабовидящих

Функциональная грамотность – относительно новый тренд в российском образовании. В первую очередь интерес к функциональной грамотности в России связан с участием в международном сопоставительном исследовании образовательных достижений 15-летних учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Исследование проводится трехлетними циклами с 2000 года.

Предметом оценки PISA и является функциональная грамотность учащихся, т.е. способность применять знания для решения широкого круга жизненных задач в личном, деловом и социальном контекстах.

Каждый год исследование проводится по нескольким направлениям. Так в 2018 году оценивались читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая грамотность, а также глобальная компетентность.

Чтобы конкретизировать понятие функциональной грамотности и понять, какие именно умения могут свидетельствовать о ее наличии, полезно обратиться к этим грамотностям и посмотреть, что, по мнению исследователей, стоит за ними.

Под читательской грамотностью понимается способность читать и понимать письменные тексты, рассуждать о них и использовать для решения своих задач.

Задания для оценки читательской грамотности предполагают работу с текстами разных типов (статьи, блоги, реклама и т.д.), предназначенных для учебных, деловых, личных и общественных целей. Информация может быть представлена в виде сплошного текста, таблиц, графиков или иметь смешанный вид. Для выполнения заданий учащимся нужно задействовать целый ряд читательских умений:

- Просматривать текст и находить в нем нужную информацию;

- Выявлять буквальный смысл текста;

- Размышлять над форой и содержанием текста;

- Делать обобщения и выводы;

- Выявлять и анализировать противоречия;

- Оценивать качество и надежность текст.

Математическая грамотность подразумевает способность «видеть» математику в окружающем мире и применять математические понятия, факты, инструменты для объяснения и предсказания явлений. Таким образом математическая функциональная грамотность включает три группы умений: применять математический аппарат для решения сформулированной проблемы, интерпретировать полученный результат и формулировать проблему на математическом языке.

Естественнонаучная грамотность предполагает владение такими компетенциями, как научное объяснение явлений, понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств.

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, умений и мотивации, их уверенное применение для принятия решений для улучшения своего финансового положения.

Для оценки функциональной финансовой грамотности в рамках исследования PISA ее предметное содержание (знания) распределено по 4 областям: деньги, управление финансами, управление рисками и финансовая среда. В качестве умений выделены поиск и анализ финансовой информации, объяснение и оценка финансовых ситуаций, применение знаний для принятия финансовых решений. При выполнении заданий учащимся нужно использовать знания и умения для решения задач в таких жизненных ситуациях (контекстах), как образование и работа, семья и дом, индивидуальные и общественные финансовые решения.

Таким образом, функциональная грамотность может быть определена как комплексная компетенция использовать в реальной жизни приобретаемые в школе знания и умения, которая, как свидетельствуют результаты PISA, у российских школьников развита недостаточно.

По читательской, математической и естественнонаучной грамотности Россия занимает места ниже средних (26-37 места из 70). Что касается результатов по конкретным направлениям, то часто российские 15-летние по сравнению со сверстниками справляются лучше с более простыми заданиями и хуже – с требующими более глубокого осмысления задачами. Например, по направлению читательской грамотности они испытывают затруднения при работе с противоречивой информацией, а также оценке качества и надежности текстов. С точки зрения математической грамотности наблюдаются сложности там, где нужно сформулировать и перевести задачу на язык математики. В области финансовой грамотности учащиеся сталкиваются с трудностями при решении задач, требующих нескольких действий или учета разных аспектов.

Результаты PISA дают еще один повод задуматься о том, насколько российская школа готовит учащихся к жизни, ведь что как ни это должно быть главной целью общего образования? И, хотя понятие функциональной грамотности для большинства, имеющего к нему отношение, еще в новинку, сама идея отнюдь не нова. Редкий школьник посреди урока не задавался вопросом: «Зачем мне это знать? Где и как мне это пригодится?». Задания PISA становятся недостающим звеном и во многом дают ответы на эти вопросы. Однако проблема заключается в том, что для того, чтобы школьные знания не превращались в мертвый груз, возможность находить эти ответы должна быть у учащегося на каждом уроке.

При разумном подходе PISA могло бы послужить стимулом к изменению школьной программы с тем, чтобы построить такой необходимый учащимся мостик между абстрактными понятиями, изучаемыми в рамках предметов, и реальными явлениями окружающего мира.

Однако уже сейчас у каждого неравнодушного педагога-математика или физика есть возможность при объяснении темы хотя бы рассказать школьникам, в каких ситуациях ему понадобятся эти знания. А каждый историк располагает благодатным материалом для формирования читательской грамотности учеников. Конечно же, одной инициативы педагога для этого мало - он нуждается в методической поддержке и соответствующих учебно-методических материалах.

Но самое главное для использования потенциала курса на функциональную грамотность – понимать, что ее формирование в подлинном смысле невозможно на дополнительных уроках по натаскиванию школьников на решение заданий типа PISA. Для этого требуется пересмотр привычного подхода к преподаванию.