Версия для слабовидящих

Критическое мышление в 2020 году, по праву, входит в топ-3 самых необходимых гибких навыков. Каждый день мы обрабатываем огромное количество информации – новостные статьи, посты в социальных сетях, рассылки, тексты, рекомендуемые нам на основании предыдущих запросов. Виртуальное информационное пространство содержит много как действительно полезных ресурсов, так и огромное количество устаревших, неверных или откровенно сфабрикованных данных.

Мы решили поговорить об информационной грамотности в контексте проверки информации и выбора достоверных ресурсов с коллегами и представителями нашего профсообщества и составить небольшой список полезных советов о том, как же проверять достоверность информации и не попадаться на манипуляции и уловки, которые используются повсеместно.

Совет № 0.

По сути, вся информация, которую мы потребляем, требует проверки. Но такая проверка нуждается в большем количестве времени. Поэтому, прежде всего, надо ответить себе на вопрос о том, почему эта информация важна для вас? Проверять стоит то, что действительно влияет на вашу жизнь или жизнь окружающих, ведет к каким-то изменениям или является основой для принятия вами решений. Например, если вы готовитесь к уроку и планируете познакомить школьников со статистикой, действительно, стоит перепроверить, насколько данная статистика актуальна, кто ее собирал и обрабатывал. Но так ли важно, что сказал какой-нибудь политик в интервью в газете, если это никак напрямую не повлияет на вашу жизнь?

Хорошо, вы определились с тем, что информация действительно значима для вас и стоит проверки. Что дальше?

Совет № 1

Не стоит делать выводы на основании заголовков. Для публикаций важна читаемость, для сайтов – посещаемость, поэтому заголовки специально формулируется таким образом, чтобы поймать читателя на крючок человеческого любопытства, вызвать звать желание кликнуть на неоднозначный заголовок. Однако, начав читать статью внимательно, можно увидеть, что ее содержание отнюдь не всегда равняется утверждению, приведенному в заголовке. Примеров - в избытке. Достаточно открыть любой новостной агрегатор и, например, окажется, что в статье с заголовком «было анонсировано начало массовой вакцинации от коронавируса», на самом деле, не называется никаких конкретных дат, а просто сообщается, что вакцинация, вероятно, будет планироваться в 2021 году.

Совет № 2

Важно обращать внимание на сам текст и то, как он составлен. Доверять «общеизвестным фактам», ссылкам на неизвестных экспертов и конструкциям типа «каждому известно, что» не стоит. Такие фразы создают ложное ощущение авторитетности источника, как будто бы приводимые утверждения действительно проверены и обладают весом. Однако, это не более чем просто уловка, ведь при проверке можно выяснить, что факты вообще ничем не подкреплены.

Второй момент – стоит с большей осторожностью относиться к статьям, которые манипулируют нашими эмоциями. Воздействие на эмоции, стремление вызвать у читателя гнев или жалость, это классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному мышлению, а, как следствие, и к критическому осмыслению происходящего.

Совет № 3

Проверяйте источники, где опубликована новость, ищите первоисточник или подтверждение из нескольких источников. Например, если речь идет о новых законах, то стоит читать не трактовки законов, которые приводятся в СМИ, а непосредственно сами тексты правовых актов. Если новость ссылается на научное исследование или статистическую информацию, то необходимо ознакомиться с ними.

Совет № 4

Найдите противоположную точку зрения. Этот прием бывает очень полезен, так как мы склонны искать подтверждения той позиции, к которой мы изначально склоняемся, таким образом, мы, порой, теряем объективность. Чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон, бывает полезно ознакомиться с альтернативными точками зрения, поискать противоположное мнение и те аргументы, к котором такое мнение апеллирует.

Например, если вы уверены в эффективности какого-то лекарственного препарата, то стоит поискать критику его эффективности и посмотреть, на какие данные ссылаются те, кто его эффективность не признает.

Совет № 5

Используете социальные сети с осторожностью. Любая информация, особенно, если она неоднозначная, скандальная, апеллирующая к эмоциям, в социальных сетях распространяется мгновенно, благодаря системе репостов. Любая фиктивная новость, подпадающая под актуальную повестку, тему, которая сейчас у всех на слуху, через социальные сети будет публиковаться большим количеством людей, особенно, если ее опубликует у себя блогер с большой аудиторией читателей. Такая цитируемость, впрочем, не сделает новость более достоверной – ведь мы не можем быть уверены в том, что пользователь, опубликовавший информацию, действительно ее проверил. Кстати, если вы сами не уверены в достоверности новости, не стоит ее пересылать дальше.

К информации, размещаемой на страничках пользователей, даже, если она публикуется у ваших знакомых, стоит применять все те же правила проверки достоверности информации. Надо искать первоисточник, проверять, кто был автором новости и насколько это лицо может вызывать доверие, надо смотреть, на основании каких данных пользователем был сделан тот или иной вывод. Стоит критически отнестись к СМИ, которые публикуют заметку, ссылаясь на информацию из социальных сетей, ведь мы точно также не знаем, проводили ли они проверку фактов.

Желаем вам не попадаться на уловки и фейковые новости. Помните, что главный инструмент для поиска достоверных фактов – это сомнение и критическое осмысление получаемых данных.