Версия для слабовидящих
Почему и как внимательное чтение хорошей литературы может помочь в повышении финансовой грамотности

В середине декабря стартовал Пятый ежегодный межрегиональный (а фактически — уже международный, поскольку к числу участников присоединяются русскоязычные школьники из других стран) конкурс ученических исследовательских и творческих работ «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» (www.литфин.рф).

Проводимый в рамках образовательного проекта компании ПАКК «Литература и финансы» под эгидой Министерства финансов РФ конкурс собрал уникальный состав партнеров — ведущие экономические образовательные структуры страны: Экономический факультет МГУ им М.В. Ломоносова, Институт экономики, математики и технологий РАНХиГС при Президенте РФ, Факультет экономических наук НИУ ВШЭ.

Почему для нас так важна эта инициатива, чего мы хотим достичь, развивая ее?

Из поколения в поколение встреча с собранными в школьную программу по литературе замечательными произведениями превращалась для многих учащихся из занимательного и полезного для чувств и мыслей опыта в тяжкую повинность. И, как это часто случается с повинностями, ее пытались избежать и обмануть. Порой книги добросовестно и мучительно прочитывались, чтобы больше никогда не быть снятыми с полок. Чаще же, как это стало привычным в школе, «проходились» по давно проложенным и годами утаптываемым тропам. Это был вполне законный путь обхода повинности — следуя заданной схеме, не предусматривающей попыток самостоятельно проанализировать текст, можно было уверенно рассчитывать на одобрение учителя и положительную оценку.

При посредстве критиков и методистов школьники узнавали от учителя, бездумно заучивали и пересказывали устно и письменно, что и как хотел сказать писатель своим произведением. Благодаря этой схеме, и сами книги оставались для проходивших их плоскими схемами, испещренными непонятными словами, и наполненными необъяснимыми поступками плоских героев.

Такой, полагаемый необходимым и достаточным, способ изучения литературы, не только не прививает детям навыка самостоятельного мышления, но и фактически отучает многих из них от собственно чтения, адекватного восприятия литературы. Прочитанное расценивается, как скучные искусственные построения, к реальной жизни ни малейшего отношения не имеющие. Удивительны ли в связи с этим постоянные жалобы родителей и учителей на нежелание детей читать? Тем более, учитывая конкурентную среду и постоянно расширяющиеся возможности очного и заочного получения знаний, применимых на практике здесь и сейчас.

Безусловно, не все учителя склонны следовать навязанной традицией схеме, и отнюдь не все ученики готовы добровольно отказаться от самостоятельного поиска ответов на неизбежно появляющиеся вопросы, заглушить в себе интерес к творческому осознанию прочитанного. Образовательный проект «ЛитФин», в первую очередь, обращается именно к ним.

Основная цель проекта — сделать так, чтобы дети действительно учились на литературных произведениях. Учились размышлять, анализировать, воспринимать и понимать прочитанное, выдвигать на его основе гипотезы, искать аргументы для их защиты, и, отвечая на возникающие вопросы, находить правильные ответы на задачи, связанные с их собственной жизнью, а в идеале — поступать в соответствии с полученными ответами.

Герои подлинно художественной литературы, какие бы идеи автора ни призваны они были воплощать, — это люди со своей жизнью, своими мыслями, переживаниями и поступками. Как и в реальной жизни, они должны делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность. И на их опыте вполне можно учиться.

В связи с этим обучение финансовой грамотности на ошибках и успехах литературных персонажей может стать ключом для заветной дверцы. Безусловно, времена и нравы меняются, и многие поступки книжных героев обусловлены общественными нормами определенного исторического периода. Но так же, как и все, что касается эмоциональной сферы, сферы межличностных отношений, — вопросы, связанные с экономикой и финансами, несмотря на привязки к конкретному времени, оказываются актуальными.

Герои книг, как и наши современники, бывают озабочены материальным благополучием своих семей, также сосредоточенно копят или бездумно тратят деньги, удачно вкладывают средства или ввязываются в сомнительные финансовые предприятия, погружаются в трясину долгов, или ищут способы достойного заработка. Внимательный анализ экономического поведения литературных персонажей может дать подсказку для сегодняшнего дня. И тогда действия книжных героев начинают восприниматься, как примеры, — положительные или отрицательные, и, главное, применимые на практике. Таким образом, литературное произведение перестает быть абстрактной схемой, наполняется реальной жизнью и входит в реальную жизнь, то есть, оказывается полезным и интересным.

Участникам конкурса «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» нужно не только внимательно прочитать выбранное произведение, суметь сформулировать оригинальную идею конкурсной работы, убедительно ее доказать и интересно отразить. Важно разобраться в причинах тех или иных поступков литературных героев, а, значит, понять исторический, социальный, психологический контекст описанных в произведении событий. Так, естественным образом появляются те самые «межпредметные связи», о необходимости которых столько лет говорят специалисты в сфере образования. Каждая прочитанная книга становится источником важной и нужной информации по истории, социологии, психологии, а литература, как ей и следует быть, — универсальным объединяющим элементом школьного образования.

Проект «ЛитФин» не может, да и не должен подменять собой образовательного процесса в школе. Но он может помочь конкретным учащимся пройти интересный и полезный в перспективе путь создания собственного исследования или творческой работы. А главное — отвечая на возникающие вопросы, найти правильные ответы, связанные с собственной жизнью.

Узнать больше и зарегистрироваться можно на сайте http://litfinlab.tilda.ws/