Версия для слабовидящих

Статья подготовлена совместно с участниками Профессионального сообщества по финансовой грамотности ПАКК — https://vk.com/expertsedupacc

С детства все мы любим играть. Игра для ребенка – это способ узнать окружающий мир, развить коммуникативные способности. К сожалению, с возрастом игра становится малой частью нашей жизни, а ведь очень зря.

Игровые технологии – это активная форма обучения, которая помогает учителю решить образовательную задачу урока, а также развить навыки работы в команде и повысить эмоциональную вовлеченность.

Мы попросили активных учителей из разных регионов России поделиться опытом проведения учебных игр и дать полезные практические советы по применению игровых технологий.

Первый важный вопрос: как часто и в какой форме учитель может проводить игровые занятия?

Ольга Уколова (Свердловская область, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», учитель истории и обществознания): «Интерактивные игры нужно проводить постоянно, но разные, например, в интерактивные лекции нужно всегда включать мини-игры на осознание проблем, на закрепление и проверку знаний. Деловые и станционные игры проводятся реже, они долгие, можно проводить их как внеурочное мероприятие или в уроках даже, если не более 40 мин. Не стоит противопоставлять игры и изучение материала – важно интегрировать игры в учебный процесс».

Соблюдая тематический план, педагог может спланировать, каким образом и когда встроить игру в учебный процесс.

Елена Стеклова (Ульяновская область, МБУ ДО г. Ульяновска «ЦДТ №2», педагог дополнительного образования): «Увлекаться интерактивными играми на занятиях не стоит, хотя детям такие уроки определенно нравятся. Но точно не нужно использовать игры на каждом занятии. Для закрепления знаний в рамках одного раздела раз в месяц достаточно.»

Если верить статистике, педагоги чаще отдают предпочтение деловым играм из-за оригинального и увлекательного сюжета и мастер-классам из-за простоты в организации (минимальное количество раздаточных материалов, возможность проведения одним модератором).

Владислав Тишков (Алтайский край, МБОУ «Кадетская школа», воспитатель на кадетских классах): «Чаще всего мы проводим деловые игры (если позволяет время, - от 40 минут до 2-х часов) и игры - разминки (минут по 10-20 каждая), это может быть на переменах, перед игрой, или после, пока идет подсчет баллов членами жюри, или в дороге.»

А как дела обстоят с вовлеченностью школьников разных возрастов?

Ирина Рудникова (Брянская область, «Замишевская средняя общеобразовательная школа», учитель начальных классов): «Большинство ребят позитивно реагируют на игровые технологии. Большой интерес проявляют учащиеся 1-5 классов. Есть и такие, кого сложно заинтересовать (учащиеся 8-9 классов). Это связано с недостатком мотивации и оборудования (старшим школьникам интереснее обучающие компьютерные игры).»

Где же найти интересные игры или вдохновение, чтобы создать собственную?

· Не можем не упомянуть сценарии компании ПАКК - https://edu.pacc.ru/materialy/

· Сайт Проекта по повышению финансовой грамотности Минфина России https://vashifinancy.ru/ с большой библиотекой различных материалов по финансовой грамотности

· Большое количество полезных материалов по самым разным темам можно найти на сайте Центрального Банка «Финансовая культура» - https://fincult.info/

· Педагоги советуют использовать для вдохновения сценарии праздников и корпоративов, которые можно переделать в увлекательную и познавательную игру для школьников

· Можно адаптировать популярную настольную или компьютерную игру

Светлана Ледова (Волгоградская область, МОУ СШ №96, учитель истории и обществознания): «Мы с моими учениками подумываем о создании квиза по финансовой грамотности. Есть специальный сайт с шаблонами игр, где ребята без особых навыков могут создавать из шаблонов свои игры. Например, сейчас мой 6 класс собирается сделать монополию по феодальной зависимости.»

Как сделать так, чтобы игра принесла не только удовольствие, но и новые знания и навыки?

1. Подобрать игру под конкретную цель обучения. Необходимо понимать, чему научится ребёнок, играя в ту или иную игру. Например, викторины нужны для закрепления и проверки знаний. А решая кейс, дети тренируют навыки (планирования, расчётов и т.п.).

2. Выстроить взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса (педагог-обучающийся, обучающийся – обучающийся и т.д.). Причем взаимодействие должно быть всестороннее.

3. Обеспечить работу в командах на занятиях, чтобы развивать коммуникативные навыки, лидерские качества.

4. Проводить игры, основываясь на жизненных ситуациях, с которыми могут столкнуться школьники.

5. Не забывать про рефлексию: помочь школьникам сформулировать и осознать достигнутые результаты обучения, выстроить план дальнейшей работы.

Нельзя не упомянуть о проблемах, с которыми сталкиваются педагоги при организации игровых форматов. Например, администрация школы может решить, что игры отвлекают школьников от учебного процесса; при проведении уличных форматов может возникнуть проблема с необходимым техническим оборудованием, отсутствием раздаточного материала. Некоторые педагоги отмечают, что может возникнуть проблема с распределением времени на привычный учебный процесс и игровые форматы.

Елена Стеклова (Ульяновская область, МБУ ДО г.Ульяновска «ЦДТ №2», педагог дополнительного образования): «Основная проблема - время (продолжительность) игры. Учебное занятия длится меньше (даже двойное), чем время, заложенное в сценарий. Поэтому основная задача - найти время, чтобы всем участникам игры было удобно.»

Наконец, мы вместе с активными педагогами готовы поделиться советами, которые помогут осознанно применять игровые технологии.

1. Игры нужно попробовать на себе (в рамках курсов, с коллегами).

2. Начинать лучше с небольших игр, чтобы «прощупать» аудиторию и осознать запрос школьников.

3. Необходимо сформировать группу игротехников (помощников в создании и проведении игр из числа школьников) - это позволит проводить большие мероприятия, а школьники получат опыт организаторской деятельности.

4. Не бояться начинать включать игры в учебный процесс. Нужно понимать, что игры помогают не только разнообразить формат проведения занятий, но и закрепить материал, посмотреть на изученные понятия и принципы с другой стороны, отработать определенные моменты на практике.

5. Обращаться за помощью к более опытным коллегам.

6. Проявлять фантазию, учиться и самостоятельно разрабатывать новые игры для школьников, стараться адаптировать готовые игры для своих учеников.

7. Играть со школьниками в одной команде. Дать им возможность самим организовать процесс, а на себя взять роль направляющего.

8. Не забывать, что учитель умеет не все на свете, и в этом не стыдно признаться.

Учиться вместе — захватывающий процесс!