Версия для слабовидящих
В конце — практический чек-лист для более эффективного подхода к собственному обучению.

Обучение взрослых стало помимо необходимости в контексте концепции «life long learning» (непрерывное овладение новыми знаниями и навыками не только в школе или вузе, но и в течение всей жизни) новым модным трендом, который заставляет в бешеном ритме участвовать в различных образовательных вебинарах и курсах. В чем смысл такого поглощения информации? Дает ли оно нам какую-то пользу? Как учиться с пользой?

Причины, по которым взрослые, давно покинувшие школьную скамью, начинают учиться могут быть абсолютны разными: кто-то ощущает нехватку прикладных знаний для выполнения рабочих задач, кто-то вспоминает о том, как было интересно учиться в школе и делает это в качестве хобби, а кто-то просто хочет быть причастным к какой-то группе и удовлетворить потребности в общении. Однако, не всегда человек сам осознает, какие потребности движут им, и почему он вообще решил перейти по ссылке, записавшись на очередной курс. Реклама образовательных марафонов и вебинаров часто апеллирует к простой идее «Хотите стать лучше? Приходите к нам». А кто же не хочет стать лучше? И из-за этого не всегда мы видим результат из-за прохождения очередного обучения. Вроде провел несколько часов за лекциями, почувствовал, что «становишься лучшей версией себя», но к чему это привело?

Такое отношение к образованию вполне вписывается в идеи современного общества потребления, когда мы все с радостью готовы потреблять контент – слушать, лайкать и смотреть, но не осознавая зачем это делаем, и не стараясь извлечь пользу из таких знаний (покупаем очередную очень важную и полезную вещь для дома, которая лежит и пылится годами на полке). Это в целом связано с тем, что многие не ставят жизненных целей, не исследуют свои потребности, а следовательно и не ставят целей в отдельно взятых аспектах своей жизни. И, конечно, на это влияет естественный эффект – сопротивления изменениям (а извлечение пользы из знаний для собственной жизни – это уже серьезные изменения). Мы как организаторы курсов видим отражение этого в постоянном вопросе к нам слушателей «Где взять материалы?», или требования «Возьмите меня на курс, я очень хочу учиться». А в результате слушатели так и не доходят до курса, а материалы даже если и скачиваются, то не используются. Важную роль здесь конечно играет мотивация, если есть внешние факторы («если не овладею этим – меня уволят»), или сильная внутренняя мотивация и осознание, зачем мне это нужно, как это мне поможет решить проблемы в жизни или в развитии карьеры, то тогда разрыв между «потреблять» и «делать/использовать» сокращается.

Все понимают, что бесконечно увеличивающийся поток информации вгоняет нас в безумную гонку за знаниями, 90% которых не задерживается в голове или вовсе не усваивается. Увеличение количества часов обучения ни к чему не приведет, ведь наши возможности воспринимать эту информацию ограничены. Поэтому главное, что можно сделать – это применять экономические принципы к обучению и учиться учиться эффективно, т.е. постараться максимизировать выгоду, минимизируя затрачиваемые ресурсы. Сегодня взрослый сам себе тьютор, который самостоятельно отвечает за свою образовательную траекторию, и она не может компенсироваться одним курсом.

Человек должен сам понимать, какая информация ему нужна и где ее взять, а искать, очевидно, придется в разных местах.

Собираясь на очередное обучение или решая в очередной раз, чем бы еще заняться, предлагаем задавать себе вопросы:

1. Из чего я сейчас выбираю? (из каких образовательных курсов/программ)
2. Что конкретно мне нужно от них? Что я хочу получить в результате?
3. Зачем мне сейчас эти курсы? Зачем я сейчас вообще очень много учусь? Какие мои потребности это удовлетворяет?
4. Почему я собираюсь учиться именно здесь? Чем это место лучше остальных? 5. Можно ли получить те знания, которые мне нужны при помощи меньших затрат времени, усилий и денег?
6. Как я смогу применить полученные знания для решения своих жизненных или рабочих вопросов? Какие проблемы это поможет мне решить?

И вопросы надо задавать себе до тех пор, пока все не прояснится

Чек-лист

1. Решите, зачем вы идете на обучение, разберитесь со своей мотивацией и сформулируйте образ результата

2. Ресурсы ограничены – когда планируете, помните, что лучше учиться эффективно. Давайте тратить меньше времени, не заниматься не нужными вещами и выжимать из процесса максимум результата

3. Осознайте, какие способы получения информации подходят именно вам (нужно искать свой стиль, экспериментировать и выяснять эмпирическим путем, как именно вы эффективнее всего получаете и запоминаете информацию)

4. Действуйте, а не потребляйте, применяйте и используйте получаемые знания, а не складируйте в папках компьютера

П.С. Начните действовать прямо сейчас и попробуйте задать себе вопрос по описанной выше схеме относительно вашего последнего/будущего обучения.