Версия для слабовидящих
Чему учить и учиться в 2021?

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи, философ и педагог

Универсальные компетенции 21 века – это качества, от которых зависит успех практически во всех областях профессиональной деятельности.

К универсальным компетенциям относятся критическое мышление, креативность, умение учиться, концентрация и управление вниманием, сотрудничество и умение работать в команде, навык решения проблем и принятия решения в условиях неопределенности.

Казалось бы, эти качества во все времена были важными, почему об их актуальности заговорили именно сейчас? Почему эти компетенции употребляются с дополнением про 21 век? Разве раньше не нужно было быть креативным и уметь работать в команде?

Конечно, нужно. Но в 21 веке такие компетенции обрели особое значение и на это есть несколько причин.

Во-первых, самое важное нововведение концепции универсальных компетенций – это признание того факта, что эти качества не являются врожденными от природы, им также можно и нужно учить и учиться, как, например, умению читать или считать. Универсальные компетенции развиваются у человека в течение жизни, если у него есть возможность их применять и практиковать. А, значит, такие компетенции возможно развивать и в рамках школьной программы.

Во-вторых, основной тренд 21 века, влияющий на абсолютно все сферы человеческой жизни – возрастающая скорость изменений. Информация и знания устаревают, появляются новые технологии, возникают новые профессии и невозможно даже предсказать, кем будут работать нынешние первоклассники – к тому времени, когда они выйдут на рынок труда, часть хорошо знакомых нам профессий уже перестанет существовать, а что придет им на смену – нам неизвестно. Например, исследование The Boston Consulting Group утверждает, что из-за цифровизации в ближайшее десятилетие может исчезнуть либо принципиально трансформироваться до 50% существующих профессий. Это значит, что основной задачей школьной программы становится не передача конкретных знаний, а развитие навыков, которые, в отличие от информации не устареют, а будут помогать в будущем адаптироваться ко всем грядущим вызовам и изменениям. Мы больше не можем готовить школьников к какому-то определенному будущему, потому что будущее – максимально не определено.

Поэтому на арену выходят универсальные компетенции. Кстати, у этого термина существует множество синонимов – soft skills, метанавыки, гибкие навыки, навыки 21 века, - но в нашем подходе мы предпочитаем говорить именно о компетенциях, поскольку это более широкое понятие, наиболее полно раскрывающее их суть.

Навык – это доведенное до автоматизма умение, возможность выполнять задачу одинаково хорошо, в независимости от внешних условий, а компетенция – это способность и готовность к определенной деятельности, подкрепляемое знаниями, умения и установками. Универсальные компетенции не сводятся лишь к возможности выполнять какие-то действия автоматически. Например, критическое мышление, определяемое как способность и готовность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения, складывается из знаний (знания критериев надежности источников информации, понимания принципов когнитивных искажений), умений (анализа информации, оценки рассуждений, обоснования своей позиции) и установок (готовности подвергать информацию сомнению и не принимать ее на веру, быть скептично настроенным при получении информации из непроверенных источников).

Хорошо, если эти универсальные компетенции столь важны, как же их развивать у современных школьников? Нужны какие-то отдельные предметы и время в школьной программе?

Безусловный плюс универсальных компетенций в том, что они являются метапредметными, а значит, они могут быть органично встроены в урок по любому предмету и дополнительную внеурочную деятельность. Не нужно вводить отдельных предметов, чтобы прицельно тренировать там критическое мышление или создавать отдельный класс по креативности.

Для этого требуется переосмыслить содержание программы конкретного предмета и подумать, как сделать акцент на универсальных компетенциях, а также подобрать подходящий вид деятельности. Важная составляющая каждой компетенции – это умения и навыки, что означает, что нам необходимо не просто в теории познакомить школьников с пониманием данных компетенций, но и дать им возможность практиковать определенную деятельность, которая постепенно сформирует желаемую компетенцию.

Здесь нам могут пригодится методы активного и интерактивного обучения – например, создание школьниками проектов в рамках одного или нескольких предметов (тренируется креативность, командная работа), проведения исследований (большой упор в данном случае пойдет на критическое мышление), образовательные игры (помогают смоделировать практически любой вид деятельности, а, значит, могут способствовать развитию любых выбранных нами навыков), а также отдельные упражнения, которые можно органично встроить в учебный процесс.

Например, и на уроках истории, и на уроках литературы, и на иностранном языке, и даже на обществознании можно воспользоваться приемом РАФТ: ученик выбирает для себя роль и пишет текст от лица выбранного героя или персонажа. В процессе прорабатывается навык критического осмысления информации и ее интерпретации. Метод фасилитированной дискуссии - обсуждении, которое выстраивается с опорой на определенную систему последовательно задаваемых учителем вопросов, помогает перейти от знаний к интерпретации, а стратегия «Фишбоун» помогает разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. В тоже время все эти методы и стратегии могут органично дополнить любой урок.

Также важно приближать учебные задания к реальным жизненным ситуациям, давать задания, которые предполагают несколько решений или разные способы одного, поощрять работу в группе и стимулировать обсуждения, быть открытым к разным точкам зрения.

Преподавание с упором на развитие универсальных компетенций – это действительно новая и большая задача, которая требует критического переосмысления привычных нам методов работы, но это вызов времени, на который нам важно ответить, ведь без таких компетенций адаптироваться в неопределенной и стремительно меняющейся реальности будет очень и очень непросто.